Прибыль на акцию (EPS)

Прибыль на акцию (Earnings Per Share или EPS) – это финансовый показатель, показывающий отношение чистой прибыли компании, доступной для распределения, к среднегодовому числу ее обыкновенных акций.

EPS  является ключевым показателем инвестиций, на который следует обращать внимание при инвестировании в фондовый рынок, поскольку он наглядно показывает картину того, как компания выглядит с точки зрения роста бизнеса и прибыльности.  Инвесторы, аналитики и даже руководители публичных компаний обращают пристальное внимание на этот индикатор, учитывая его потенциальное влияние на цены акций.

Что такое прибыль на акцию

Проще говоря, прибыль на акцию (EPS) — это мера, которая показывает, как много было заработано частью компании, представленной одной акцией, в течение определенного времени. Поскольку компании сильно различаются по размеру и прибыли, и поскольку все они выпускают разное количество акций, знание соотношения прибыли на акцию, помогает оценить прибыль компании в динамике.

Показатель прибыли на акцию получают путем деления чистой прибыли организации на общее количество выпущенных ею акций. Чем выше это число, тем более ценной является каждая ее акция. Когда компания сообщает о чистом убытке, ее прибыль на акцию также будет отрицательной.

Этот показатель имеет большое значение для инвесторов, ориентированных на получение дохода и ищущих стабильный источник дохода.  Данная метрика также дает представление о том, есть ли возможность у компании увеличить свои текущие дивиденды. Однако при принятии важных инвестиционных решений один индикатор никогда не должен анализироваться изолированно. Вместо этого, его следует сравнить со средним по отрасли, чтобы получить четкое представление о том, как компания работает по отношению к другим компаниям, находящихся в таких  же макроэкономических условиях.

Как рассчитать EPS

EPS рассчитывается делением чистой прибыли (суммы денежных средств, оставшихся после вычета всех расходов из доходов) на общее количество выпущенных акций.

Для этого нужны Баланс компании и Отчет о прибылях и убытках. В этих документах компаниями предоставляются информация об общем количестве акций в обращении и чистой прибыли, полученной за отчетный период. EPS, как правило рассчитываются за 3 или 12 месяцев.

Эти финансовые документы, также, содержат информацию о расходах, которые должны быть приняты во внимание перед расчетом EPS, такие как, дивиденды по привилегированным акциям. EPS может быть рассчитана путем вычитания привилегированных дивидендов компании из ее чистой прибыли и деления на количество выпущенных акций.

Например, компания с чистой прибылью в размере $100 млн., $20 млн. в виде привилегированных дивидендов и $40 млн. обыкновенных акций будет иметь EPS равный:

(100.000.000 – 20.000.000) / 40.000.000 = $2 за одну обыкновенную акцию.

Для точности, в расчетах часто берется средневзвешенное количество акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода, учитывая, что количество акций, находящихся в обращении, может изменяться.

В целом, Прибыль на акцию EPS можно рассчитать двумя способами:

  • делением чистой прибыли после налогообложения на общее количество размещенных акций: (Чистая прибыль/ Размещенные акции)
  • средневзвешенная прибыль на акцию: (Чистая прибыль после налогообложения — Всего дивидендов)/ Общее количество выпущенных акций.

EPS имеет спорный момент, который связан с объемом капитала, который использован для получения прибыли.  Две компании могут иметь одинаковые EPS, даже если они используют разный объем капитала. Эффективные компании, как правило,  стремятся ограничить количество ресурсов необходимые для получения значительного дохода.

Инвесторы также должны быть осторожны с манипуляциями доходами, которые иногда имеют место на любых рынках, в развитых и развивающихся странах.  У менеджмента постоянно есть соблазн приукрасить ситуацию, в попытке укрепить свои позиции на рынке.  Это даже не означает обмана или искажения фактов, на данные о доходах и на прогнозы доходов может повлиять метод бухгалтерского учета, выбранный компанией. Поэтому, важно не полагаться на один финансовый индикатор при оценке долгосрочных перспектив организации.

Виды EPS

Существует три типа EPS, основанных на том, какие данные используются для их расчета.

Trailing EPS – базирующийся на данных предыдущих лет работы компании. Trailing EPS — это Прибыль на акцию, дающая четкое представление о том, что произошло и что, может, произойдет в дальнейшем.

Current EPS или Текущий EPS – показатель на основе текущего года операционной деятельности компании. Текущая прибыль на акцию — это актуальный коэффициент прибыли на акцию, который дает картину того, как компания функционирует сейчас. Показатель включает данные за четыре квартала текущего финансового года.  Он опирается на данные по кварталам, которые уже истекли, а также рассматриваются прогнозы на ближайшие кварталы.

Forward EPS или Форвардный EPS/Прогнозный EPS – индикатор на основе прогнозов. Прогнозируемая прибыль на акцию основана на прогнозах о будущем деятельности компании.  Как сама компания, так и аналитики обычно в первую очередь смотрят на Forward EPS, поскольку они пытаются предсказать, как компания, будет показывать себя дальше. А соответственно, как ее акции будут себя чувствовать на рынке с позиций успешности операционной деятельности.

Что означает EPS для инвестора

EPS является важной мерой для оценки компании, она как бы делает срез прибыли на одну акцию. По мере изменения количества выпущенных акций компании меняется и показатель. Именно по этой причине компании пытаются сократить количество акций на рынке, ограничивая их выпуск и осуществляя выкуп акций, как способ обеспечить устойчивый и даже растущий EPS.

EPS может оказывать значительное влияние на цены акций. Компании с более высоким EPS, как правило, имеют более высокие цены на свои акции на рынке, потому что каждая акция компании рассматривается как более ценный актив. Высокий EPS – это показатель хорошей продуктивности и доходов с низкими издержками.  Рост EPS в динамике может показать, что бизнес компании растет.  Слабый EPS, с другой стороны, является признаком слабых цен на акции.

Более высокий EPS также указывает на то, что компания может быть достаточно прибыльной, чтобы иметь возможность делится с акционерами. Такая прибыль может быть получена в виде дивидендов, или компания может принять решение о выкупе части акций, в попытке поощрить акционеров ростом их стоимости.

Таким образом, чтобы получить представление о том, как компания работает в течение определенного периода, нужно следить за тенденциями в ее EPS. В этом случае можно находить компании с устойчивыми и растущими EPS, которые  будут выступать в качестве надежного долгосрочного объекта инвестирования.

Прибыль на акцию также используется для расчета другого важного показателя: отношения цены к прибыли (P/E).

Как использовать EPS для выбора акций

Прибыль на акцию является важным показателем. Однако, глядя на этот показатель, и игнорируя другие индикаторы, не сравнивая их с другими организациями, он не принесет никакой пользы.

Предположим, у нас есть две компании, Компания А и компания В, обе из которых имеют валовую выручку в размере $ 500 млн. В этом случае можно подумать, что две компании равны по своей эффективности. Однако, это может быть не так.

Посмотрев на выручку, важно также внимательно следить за чистой прибылью. Предположим, что компания А заработала $ 100 млн. чистой прибыли (ЧП) за квартал, за вычетом налогов и всех других расходов, в то время как компания В заработала только $50 млн.  ЧП. Может показаться, что компания А имеет преимущество над компанией В, что в принципе, может быть правдой. Тем не менее, расчет EPS ставит стоимость акций этих двух компаний в различное положение.

Допустим, компания А имела 50 млн. штук обыкновенных акций, а компания В 10 млн. акций.

Расчет EPS будет следующий:

Компания А EPS= (100.000.000/50 млн. акций) = $2 на акцию

Компания В EPS = (50.000.000/10 млн. акций) = $5 на акцию

Из приведенного выше расчета ясно, что каждая акция компании В будет более ценной для акционеров, при доходе в размере 5 долларов США на акцию, несмотря на получение половины чистой прибыли компании А.

Таким образом, прибыль на акцию является более важным инструментом выбора акций, чем чистая прибыль, так как показывает прибыль компании по отношению к количеству выпущенных  ею акций.  Чистая прибыль может красиво расти, но если количество размещаемых акции тоже будет расти, то прибыль на одну акцию может стоять на месте или даже опускаться.

Какой же EPS хороший

Манипуляция доходами на долю бизнеса или на акцию — одна из древнейших профессий. Важно, чтобы инвесторы были осторожны при оценке компании с точки зрения EPS.  Высококачественный EPS дает точное представление того, что компания фактически заработала за отчетный период. Низкокачественный EPS не будет отражать фактическую прибыль на долю компании. Копаясь глубже в отчетах о доходах и балансе компании, динамике показателей и сравнивая с конкурентами, инвесторы могут получить лучшее представление об истинном положении дел в бизнесе организации.

Хороший EPS на фондовом рынке сводится к соответствию ожиданиям экспертов. Аналитики и руководители компаний определяют диапазон, в котором прибыль компании, как ожидается, будет варьироваться в прогнозируемом периоде.  В этом случае хороший EPS — будет тот, который лежит в пределах диапазона или превышает его.

EPS, также, оценивается в сравнении с данными за предыдущий год или квартал.  Хороший EPS, в данном случае, если превосходит EPS предыдущего года или квартала.  Стабильно растущий EPS всегда является положительным признаком, так как он подчеркивает устойчивый рост бизнеса. Падение EPS по сравнению с предыдущим годом  — не хороший знак.

EPS корпорации также считается хорошим, если он превосходит показатели аналогичных компаний в том же секторе рынка. Сравнение, в данном случае, очень важно, так как компании в одном и том же секторе всегда будут испытывать одни и те же макроэкономические факторы.

В чем разница между EPS и P/E

Так же, как EPS, P/E  —  является широко используемым инвестиционным индикатором. Инвестору, чтобы заключить качественную сделку, нужно рассмотреть два показателя до совершения покупки.

Соотношение цена/прибыль (P/E) обычно используется для измерения цены акций компании по отношению к прибыли на акцию.  Это соотношение достигается путем деления цены акций на прибыль на одну акцию и особенно полезно для целей оценки потенциального актива.

В отличие от прибыли на акцию, которая измеряет прибыльность компании по отношению к выпущенным акциям, отношение цены к прибыли подчеркивает мнение рынка о существенности и стабильности прибыли. Коэффициент, как бы, пытается спрогнозировать будущие перспективы бизнеса. Компании, которые пользуются высоким доверием инвесторов, как правило, имеют высокий коэффициент P/E.

P/E указывает на сумму денег, которую инвесторы готовы заплатить за каждую денежную единицу заработка. Коэффициент предлагает понимание потенциала роста акций, потому что инвесторы будут платить больше за каждый рубль или доллар прибыли только в том случае, если они считают, что EPS увеличится в будущем.

Если акция имеет годовой EPS $2 и цену акции $40 за акцию, то коэффициент P/E будет:

P/E = $40 / $2 = 20

Высокий коэффициент P/E указывает на то, что инвесторы ожидают от компании более высоких доходов в будущем. Тем не менее, более высокий P/E может также указывать на то, что акции переоценены инвесторами, и сейчас не лучшее время для их покупки.

Низкий P/E указывает на то, что акции недооценены, предоставляя инвесторам возможность купить акции на низком уровне. С другой стороны, компании с высокими текущими доходами, но туманными перспективами, как правило, также имеют низкие коэффициенты P/E.

Прежде чем принимать какое-либо инвестиционное решение, всегда следует обратить пристальное внимание на перспективы компании, а не на ее текущие показатели. Именно по этой причине компании с низкой текущей прибылью, но яркими перспективами, как правило, имеют высокий P/E.

Подводим итог

Прибыль на акцию или EPS, как индикатор имеет наибольший смысл, если смотреть его в динамике. Таким образом, можно будет оценить, увеличивается или уменьшается прибыльность компании. Кроме того, его следует сравнить с другими компаниями в этом же секторе, чтобы получить представление о том, отстает компания или опережает общий рынок.