Фундаментальный анализ

Фундаментальный анализ (Fundamental analysis) — это комплекс экономического прогнозирования,  для определения наиболее вероятного развития событий в  движении цены на акции компаний или биржевой  стоимости предприятий в целом.

Фундаментальный анализ акций – важнейший инструмент для инвестора, если вложение денег происходит на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Само понятие фундаментального анализа ценных бумаг появилось в США в первой половине двадцатого века. Родоначальником, такого подхода, считают  Бенджамина Грэма (Benjamin Graham) и Дэвида Додда (David Dodd) с их книгой, вышедшей в 30-х годах в Америке: «Анализ ценных бумаг» (Security Analysis). Считается, что с тех пор, постепенно мир разделился на два лагеря – сторонников фундаментального анализа и противников такого подхода, заявляющих, что фундаментальный анализ для определения рыночных цен на акции компаний в длительной перспективе – бесполезен.

К этому вопросу мы вернемся позже, сейчас, о сути, что собой представляет  понятие фундаментальный анализ рынка ценных бумаг.

Цель фундаментального анализа

Поиск недооцененных компаний – это главная цель, которую преследует фундаментальный анализ фондового рынка.

Подразумевается, что в определенные промежутки времени, рынки ведут себя не рационально. Или, проще говоря, могут ошибаться в стоимостной оценке каких-либо активов. Это могут быть очень короткие промежутки времени, но они, по мнению экономистов, сторонников фундаментального анализа периодически встречаются на фондовых биржах.

Именно поиск таких рыночных аномалий или несоответствий рыночной цены на акции и их справедливой стоимости и есть главная задача инвестора-фундаменталиста.

Сильные и слабые компании

В процессе рассмотрения фундаментальных рыночных данных, специалисты, использующие этот метод анализа, разделяют все компании на фундаментально сильные и фундаментально слабые предприятия.

В формировании таких списков много субъективных подходов. На взгляды инвестора может сильно влиять его личный опыт или осведомленность в каких-то сферах деятельности.

И, как правило, это положительный фактор для результативности инвестора. Многие эффективные инвесторы рекомендуют инвестировать в бизнесы, суть которых понятна для инвестора. В те сферы деятельности экономики, которые входят в круг ее/его компетенций.

Действительно, сложно представить, что можно долгосрочно совершать выгодные сделки в бизнесах, которые для инвестора не понятны.

В результате фундаментально сильные компании попадают в зону особого внимания инвестора, и со списками таких предприятий происходит дальнейшая работа или регулярный мониторинг их экономического состояния и рыночной цены их акций. Такие компании формируют так называемые Листы наблюдения  (Watch lists).

На результат фундаментального анализа компании влияет  положение дел в компании, и перспективы в развитии ее бизнеса. В результате рассмотрения различных предприятий составляется инвестиционный портфель. В инвестиционный портфель попадают акции компаний, которые имеют устойчивое финансово-экономическое положение и хороший потенциал для развития.

Уровни фундаментального анализа

Фундаментальный анализ финансовых рынков – это система, рассматривающая бизнес на разных уровнях от макроэкономики до отраслевого уровня и анализа самой организации.

Макроэкономический анализ

На макроэкономическом уровне оценивается влияние экономических и политических процессов, на развитие рынка ценных бумаг и фондового рынка, в частности.

Фундаментальный анализ помогает понять, благоприятствует ли общая обстановка в стране к инвестированию. Так как, если налицо неустойчивость макроэкономической обстановки, то это может увеличить риск любых инвестиционных стратегий.

Наиболее важными макроэкономическими показателями считаются:

  1. Процентная ставка в экономике и направление ее изменения. Увеличение процентной ставки оказывает давление на цены акций компаний, а ее снижение, наоборот, создает благоприятную обстановку для их роста.
  2. Объем Валового внутреннего продукта (ВВП) – совокупный объем продукции, выпущенный на территории государства, не зависимо от принадлежности экономических субъектов на территории данной страны. Валовый национальный продукт (ВНП) – совокупный объем материальных благ, произведенный резидентами страны во всем мире, без привязки к территории государства. Рост данных индикаторов свидетельствует о росте производства, что положительно сказывается на показателях рынков ценных бумаг.
  3. Цены на сырье, например, на нефть. Это важнейший показатель, как для нефтедобывающих стран, так и для отраслей и компаний, связанных с сырьевым, топливным сектором, например, для производителей автомобилей, для авиаперевозчиков.
  4. Показатели экономической активности экономических субъектов. Индексы деловой активности PMI (Purchasing Managers Index). Являются одними из важнейших и проверенных временем индексов деловой активности, которые способны за несколько месяцев предсказывать начало рецессии и восстановления в экономиках целых стран.

В результате такого разностороннего анализа внутренней среды компании и внешнего экономического фона, в котором она функционирует, инвестор формирует свой взгляд на стоимость акции компании, не зависимый от мнения фондового рынка в конкретный момент времени.

А рынок, как мы отмечали выше, по мнению фундаменталистов, может временно вести себя не рационально.

Анализ отраслей экономики

Это следующий за макроэкономическим анализом этап фундаментального анализа ценных бумаг, на нем выявляются самые перспективные отрасли экономики.  Для оценки динамики различных отраслей разработано множество индексов, включающие в себя акции компаний того или иного сегмента рынка. Например:

DJIA (Dow Jones Industrial Average) — промышленного сектора,

DJTA (Dow Jones Transportation Average) – транспортный сектор

DJUA (Dow Jones Utilities Average) – коммунальный сектор

NASDAQ: Nasdaq Financial — 100 сто акций финансовых компаний

Nasdaq Industrial — промышленный индекс,

Nasdaq Transportation — транспортный сектор,

Nasdaq Telecommunications — телекоммуникации,

Nasdaq Biotechnology – биотехнологический сектор

В ходе отраслевого анализа инвестор выбирает отрасль, представляющую для него наибольший интерес.

Отрасли при проведении экономического анализа делят на две большие категории

  1. Быстро растущие отрасли. Для таких отраслей свойственно опережающее увеличение объемов производства, продаж и прибыли. Компании этих отраслей формируют раздел инвестиционного портфеля, который называют – акциями роста.
  2. Стабильные отрасли. Компании, входящие в такие отрасли характеризуются как устойчивые активы со сниженным воздействием со стороны макроэкономических факторов.

Внутри отраслей, как правило, в стабильном сегменте, акции компаний делятся на различные категории. Это разделение довольно условно, но достаточно верно отражает суть акции, как инвестиционного актива:

Голубые фишки (blue chips) – это акции крупнейших компаний с лучшими финансовыми показателями в отрасли. Как правило, они платят регулярные дивиденды даже во время спадов в экономике, имеют монопольные продукты и наибольший финансовый запас прочности в своей отрасли.

Оборонительные акции (defensive stocks / non-cyclical industries) – акции компаний, продукция и услуги которых имеют слабую зависимость от рыночной конъектуры. Это, в первую очередь, товары и услуги первой необходимости.

Доходные  акции (income stocks) – это ценные бумаги, по которым выплачиваются регулярные дивиденды, причем выше среднерыночных значений.

Цикличные отрасли (cyclical industries) – акции компаний, чувствительные к экономическим циклам: рецессии, восстановлению, зрелости, замедлению в экономике. Это, прежде всего, товары длительного пользования. Инвестируя в такие акции нужно учитывать рыночные циклы для снижения рисков.

Анализ компаний

Проанализировав состояние экономики, определившись с перспективными отраслями, чтобы начать инвестировать, нужно определиться: акции каких конкретно компаний следует купить для того, чтобы получить инвестиционных доход.

Фундаментальный анализ компаний производится на основе различных показателей:

  1. Данные квартальных и годовых отчетов предприятий. Анализируются баланс, отчет о прибылях и убытках компании, отчеты о движении денежных средств.
  2. Информация из разделов Раскрытие информации, новости компании, данные о запусках новых продуктов, слияний и поглощений, дивидендных выплатах, сменах собственников и менеджмента, судебных разбирательств, публикации планов развития.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности компании – это самый трудоемкий и требующий высокой квалификации инвестора процесс. Но он позволяет объективно оценить положение предприятия и результаты деятельности за последние годы. Сформировать собственное мнение о перспективности вложений своих денег в рисковый актив.

Возвращаясь к вопросу спора об эффективности фундаментального анализа между его сторонниками и противниками, можно привести основные доводы противников анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью выявить справедливую цену на акции. Противники фундаментального анализа заявляют о его бесполезности, как в настоящем времени, так и в перспективе.

В настоящее время, всеобщей компьютеризации, как предполагается, все новости, данные о состоянии экономических субъектов уже заложены в цену акций на фондовой бирже. В экономической жизни информация распространяется быстро и это отражается на покупках или продажах акций.

В длительной же перспективе на состояние экономики предприятия и на цены ее акций влияет столько факторов, что проанализировать, спрогнозировать их просто нет никакой возможности. И любой фундаментальный анализ – это просто фотография, какого то рыночного момента, который завтра уже будет совсем другим из-за бесконечно огромного числа факторов и их сочетаний.

Другими словами, сторонники технического анализа говорят: вся экономическая конъектура сконцентрирована и отражена в цене на акцию и объеме сделок на фондовом рынке.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы сделать предположение, что истина лежит где-то посередине: в использовании как фундаментального, так и технического анализа для того, чтобы быть успешным на фондовом рынке.

Главный довод в пользу фундаментального анализа рынка – это возможность рассмотреть компанию с разных сторон. Во что планируется вложение денег? В предприятие с производственными мощностями и оборотным капиталом? Или в компанию, в которой из основных средств только письменный стол и хорошенькая секретарша?

 

Берегите себя и свой капитал!