Инвестиции в акции авиакомпаний – это злободневная тема. Самолёты стоят, авиаперевозчики в коме. Потенциальные пассажиры не заказывают машины в аэропорт, а выглядывают из-за занавесок, соображают, как бы незаметно прошмыгнуть за хлебом. О какой капитализации акций авиаперевозчиков можно говорить?

Но, понятно, что рано или поздно всё равно полетим. Так стоит ли именно сейчас покупать акции авиаперевозчиков? Какие есть риски для инвестиций в акции Аэрофлота?
В одной из прошлых статей мы кратко касались инвестиций в акции американских авиаперевозчиков. Почитать можно здесь. Кроме того, после публикации материала, СМИ распространили слова главы корпорации Боинг (Boeing) Дейва Кэлхуна (David Calhoun) из его интервью агентству CNBC, в котором Кэлхун предвосхитил скорое банкротство одной из крупных авиакомпаний в США в 2020г. А этот джентльмен знает, что говорит, ведь это его ключевые клиенты. Кратко здесь.
Обстановочка накаляется. Пустые кресла денег не платят. И кто-нибудь, где-нибудь в отрасли может хлопнуть дверью.
Но это, там, на Загнивающем. Это всё, как бы понятно. А как у нас?
Краткое описание Группы «Аэрофлот» (AFLT) и её бизнеса
Группа «Аэрофлот» (AFLT) – крупнейший авиаперевозчик России, входит топ-20 авиаперевозчиков мира по пассажиропотоку. Доля рынка в России, по итогам 2019 года -41,3%
Головной компанией Группы является ПАО «Аэрофлот». В состав холдинга входят авиакомпании:

«Аэрофлот» — флагманский перевозчик группы. Премиальный сегмент авиаперевозок.
«Россия» — российский региональный и чартерный авиаперевозчик.
«Аврора» — региональный лоукостер. Дальний Восток.
«Победа» — внутрироссийский региональный лоукостер.
Чартерная авиакомпания (чартерный рейс) маршруты, которые не подчиняются обычному расписанию, а согласуются с потребностью клиента.
Помимо авиакомпаний в холдинг «Аэрофлот» входят профильные компании в смежных отраслях:
АО «Аэромар» — производство питания для авиапассажиров, услуги по уборке и экипировке салонов воздушных судов, а также по предоставлению торговли на бортах самолетов и продажи товаров SKYSHOP на земле.
АО «Шеротель» — управление и эксплуатация в международном аэропорту Шереметьево гостиницы под торговым знаком Новотель / Novotel (первая в России и одна из крупнейших в Европе гостиниц Novotel).
ЧПОУ «Авиашкола Аэрофлота» — один из крупнейших авиационных учебных центров России, основным направлением деятельности которого является подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов авиационной отрасли.
ООО «А-Техникс» — техническое обслуживание и ремонт воздушных судов.
ООО «Аэрофлот-Финанс» — реализация финансовых проектов.
Структура акционерного капитала ПАО Аэрофлот AFLT
51,17% акций ПАО «Аэрофлот» принадлежит РФ, в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В свободном обращении у институциональных и розничных инвесторов находится 40,9% капитала.

Авиапарк холдинга
Одно из важнейших преимуществ Группы «Аэрофлот», которое отмечается компанией и с этим нельзя не согласиться – это современный парк, практически новых воздушных судов.
По состоянию на конец 2019 года парк Группы насчитывал 359 воздушных судов, 245 из которых эксплуатировались авиакомпанией «Аэрофлот». В связи с оптимизацией, компания совсем недавно отказалась от 6 самолетов.

Средний возраст самолётов, около 5 лет. Это самый молодой парк в Европе и в Азии. Часть премиального сегмента пассажиров выбирают Аэрофлот именно по этой причине. Здесь безопасность и комфорт более соответствует их ожиданиям.

В 2019 году сеть маршрутов Группы «Аэрофлот» охватывала более 340 регулярных направлений в 57 стран мира.

Акции ПАО «Аэрофлот» торгуются на Московской бирже (тикер – AFLT) первого листинга. За пределами РФ акции обращаются в виде глобальных депозитарных расписок на внебиржевом рынке Франкфуртской фондовой биржи.
Финансовые результаты за прошедшие годы
За прошлые годы, в целом, операционные показатели демонстрировали, в основном, рост или были стабильны:

Финансовые результаты 1 кв. 2020г
Но, то что было в 2019 и раньше нас, конечно уже не устроит. 1 квартал 2020 года показал снижение выручки. Но, в то же время, он не стал катастрофичным. Потому что, более половины квартала прошли в обычных, рабочих условиях. К тому же, компания выполняла различные вывозы соотечественников из-за рубежа и прочие срочные чартеры.

Что важно: компания в 1 квартале 2020 показала убыток 16 млрд… как и годом ранее, в 2019! Фрагмент баланса компании выше.

Компания имеет 20 млрд. в денежных средствах, 95 млрд. рублей ей должны (дебиторская задолженность), правда это на 9 млрд. рублей меньше, чем годом ранее. Поэтому цвет орнамента — красный.

Но, в то же время, она много должна (кредиторская задолженность) 88 млрд. рублей и займы выросли с 12 до 41 млрд. рублей.
Самые убыточные для Аэрофлота будут 2 и 3 кварталы 2020 года. Второй будет более эпически убыточным, конечно. Но, как показывает опыт Китая, летать все не кинулись после снятия карантина. 3-й квартал 2020 года, будет тоже тяжелым для компании. Хотя, Китай и Россия не одно и тоже, посмотрим.
Едет доктор, едет!
«Напомню, мы уже решили выделить экстренную помощь – более 23 миллиардов рублей – российским авиакомпаниям, чтобы они могли направить их на выплату зарплат экипажам, персоналу, на услуги аэропортов, расходы по лизингу и другие цели и тем самым обеспечить устойчивость работы предприятий.»
Это фрагмент из стенограммы совещания, которую провёл Президент, посвящённую проблемам авиаотрасли.
Москва. 30 апреля. ИНТЕРФАКС — Правительство РФ одобрило изменения в постановление №409, которые позволят авиакомпаниям получить отсрочку при уплате налогов и страховых взносов, сообщил заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта»
Москва. 6 мая. ИНТЕРФАКС — Сбербанк России (MOEX: SBER) частично реструктуризировал лизинговые платежи «Аэрофлота» и «Победы», обсуждает реструктуризацию для «России», сообщил в интервью «Интерфаксу» зампред правления Сбербанка Анатолий Попов.
«На прошлой неделе мы приняли решение частично реструктуризировать лизинговые обязательства „Аэрофлота“ и „Победы“ перед нашей дочерней компанией — »Сбербанк Лизинг», — сказал Попов.
Как видно, помощь Аэрофлоту уже выделяется и будет выделяться. Нет причин думать иначе. Будут реструктуризированы лизинговые и кредитные платежи. Добавят финансирования.
Главный посыл, зачем всё это приведено в статье – Аэрофлот не обанкротится. Это, пожалуй, главное преимущество этой ценной бумаги. В конечном счёте, компанию профинансируют на столько, на сколько будет нужно.
Или есть идеи, чтобы она издохла и на её месте создавать несколько новых? Заняться, ведь нечем (сарказм).
Кто девушку кормит, тот её и летает
Но, за этим праздником жизни есть одна непреложная истина: перед миноритариями никто расшаркиваться не станет.
Большие люди проводят совещания, хмурят брови, руками водят, а инвесторы на этом восстановлении заработают просто, купив акции? Это не по Православному (юмор). А вернее, это будет совсем не так: о миноритарных акционерах никто и не вспомнит.
Дополнительная эмиссия акций — это увеличение уставного капитала организации за счет выпуска (эмиссии) дополнительного количества акций. Номинальная стоимость акций Аэрофлот 1 рубль. На бирже они стоят 72 рубля. Допэмиссия не может быть ниже номинала.
Логика безусловно есть: Аэрофлот хоть и социально значимая, но работающая компания. Почему она должна получать финансирование как-то бесплатно? Её, конечно, можно кредитовать под госгарантии (что в том или ином виде будет), но, как видно из отчётов, у холдинга и без дополнительных долгов бывают убытки, а если повесить на неё ещё и миллиарды Помощи, есть вероятность, что чтобы платить, ей всё равно придётся торговать акционерным капиталом.
Автор подчеркивает, всё вышесказанное – теоретические рассуждения о рисках для частного инвестора. У автора нет абсолютно никакой информации о планировании допэмиссии акций в компании. Аналогичный риск будет сопровождать любое предприятие, использующее стороннее финансирование.
Пока не ясна картина восстановления отрасли и объем необходимой помощи Аэрофлоту, риски вынужденного изменения структуры акционерного капитала очень существенные.
Вместо вывода
Автор считает, что сейчас не нужно инвестировать в акции компании Аэрофлот. Риск несоизмерим с перспективой постепенного восстановления отрасли.
Но, даже не это распирает сказать: Авиаотрасль и Сетевая Продуктовая розница – две отрасли, в которые автор не инвестирует по причине их технологической сложности.
Есть и другие секторы экономики, в которые ваш покорный слуга не инвестирует, но по другим причинам. Например, Табачная и Пивоваренная отрасли, это пример двух долгосрочно стагнирующих отраслей и т.д.
Но, что касается сетевой продуктовой розницы (например, Пятёрочка; Магнит) – это представители самых организационно сложных видов бизнеса.
Взаимоотношения с поставщиками; логистика; управление запасами; ротация продукции; сроки годности; мерчендайзинг; финансовый учёт и аудит; персонал; регулярные проверки стационарной торговли, кассовая дисциплина; инкассация; рекламации.
Выше указан маленький кусочек вопросов, в которых ежедневно кто-нибудь, как-нибудь касячит. Это гигантский конвейер. С той только разницей, что этот конвейер ежедневно контролируется миллионами покупателей и контролирующих органов. Вы знаете, как плавит метал Норильский никель? Нет. И я не знаю. Нас туда не пускают. Но, как работает Лента или Магнит, это у каждого из нас на контроле.
Автор снимает шляпу перед людьми, которые делают прибыльный бизнес в сетевой продуктовой рознице. Но инвестировать туда – увольте.
Авиаотрасль – это та же розница, только есть ещё кабинные экипажи, наземные службы и самолёты. Делаете там прибыльный бизнес? Вы мой герой!
Летать буду. Но инвестировать – никогда.
Хотя, вот если только «Дельту» (DAL) на отскок. А?
Подписывайтесь на канал myfinway в Telegram и на Яндекс Дзен
Если в статье была полезная для Вас информация, нажмите кнопку «Нравится», это важно для выбора автором следующих тем обзоров и статей.
Удачных инвестиций!
Спасибо за статью