Электронная коммерция. Краткий обзор рынка и ключевые публичные компании-участники

Российских рынок электронной коммерции. О нём, для многих, уже практически родном, и его специфике, в этой статье.

Электронная коммерция – это один из секторов, который мчится на всех парусах в авангарде многострадальной отечественной экономики. Несмотря на то, что большинство акций здесь, сильно подорожали, перспектив роста в секторе достаточно, чтобы притормозить при виде этой темы.

Тормозить предлагается в смысле, не проходить мимо, а не в умственном плане (лёгкий, ненавязчивый юморок).

Электронная коммерция

это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций. ru.wikipedia.org

Продукты питания с заказом через Интернет

Через Интернет так или иначе торгуют все крупные продуктовые сети, например, лидеры в FMCG секторе: X5 Retail Group, «Магнит»,»Дикси», «Ашан», METRO, «О»КЕЙ», «Монетка», «Глобус», «Азбука Вкуса», «ВкусВилл», SPAR, «Верный», «Самбери», «Лента», «Командор», «Светофор».

Однако, как отмечается в статье «Коммерсантъ» на долю 5 сетей в России приходится 55% рынка Online Food Retail:

  1. X5 Retail Group
  2. Сбермаркет
  3. Утконос
  4. Вкусвилл
  5. Ozon

Жирным шрифтом заботливо выделены публичные компании, акции которых доступны на бирже. Кроме перечисленных в рейтинге нужно упомянуть:

  • Яндекс
  • Магнит

По данным Infoline, годовой оборот всего российского рынка онлайн-торговли продуктами питания в 2020 г. составил 155 млрд. руб., увеличившись в 3,6 раза год-к-году.

Но, российский рынок электронной коммерции, в целом, отстаёт от проникновения, от доли, которую занимает в торговле других стран.  И ему есть и дальше, куда разгоняться:

Проникновение электронной коммерции в разных странах на период конец 2019 год
Проникновение электронной коммерции в разных странах на период конец 2019 год

Крупнейшие online-ритейлеры на рынке продуктов питания

У компании Ozon, на категорию продуктов питания приходится 12,6 млрд руб. выручки. Вместе с категорией FMCG доля данных товаров занимает 13% от выручки.

Озон категории товаров электронной коммерции
Озон категории товаров электронной коммерции

Озон имеет пока отрицательную EBITDA и чистую прибыль. Имеет отрицательный чистый денежный поток.

Очевидно этот факт делает необходимым дополнительное финансирование деятельности (поиск заёмных денег). В ближайшей перспективе рынок увидит бонды, выпущенные данным интернет торговцем. И каждый, кто имеет $200.000, сможет профинансировать интернет гиганта.

Ozon Holdings PLC объявляет цену размещения конвертируемых облигаций

Ozon Holdings PLC. (OZON) объявляет о цене предложения 750 млн долларов США в совокупной основной сумме необеспеченных конвертируемых облигаций со сроком погашения в 2026 году. … Компания выпустит Облигации из расчета 100% от их основной суммы минимальным номиналом в 200 000 долларов США каждая, … каждая будет выкуплена по номинальной стоимости 24 февраля 2026 года. Облигации будут иметь купонный доход. 1,875% годовых, … Право на конвертацию будет обеспечено, по выбору Ozon, наличными, ADS или любой их комбинацией. Перевод с английского. Источник: https://www.sec.gov/Archives/edgar/data/1822829/000119312521046156/d119242dex991.htm

Конечно, легко умничать, когда анализируешь убытки компании. Но, понятно, что, когда речь идёт об интенсивном развитии, на каком-то этапе это допустимо. К тому же, у компании есть и сильные стороны:

  • узнаваемость бренда в России,
  • развитая и отлаженная система логистики, которую нужно совершенствовать, а не создавать заново.

Однако, на одних обещаниях прибыли, в торговле долго не катают. Торговец должен показывать прибыль и сильный положительный чистый денежный поток. Иначе, зачем он нужен, торговец, который генерирует только перспективы и убытки.

Звучат планы о дополнительных сегментах, которые планирует занять компания. Например, сфера микрофинансирования. И это дополнительный риск роста отрицательного денежного потока на определённый срок.

Рост акций Озон – пока чистая спекулятивная ставка. Причём, ирония в том, что это происходит на растущем рынке и уже длительное время.

Акции может ждать просадка, после которой их можно рассматривать к покупке. Если к тому времени в финансах электронного супермаркета не образуется дыра размером с Антарктиду.

X5 retail group график акций 160221
X5 retail group график акций 160221

X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). Это на текущий период — первое место в онлайн продуктовой рознице, с оборотом 21,9 млрд руб. Доля 4,15% от оборота компании.

15 февраля 2021 года Infoline сообщила, что X5 Retail Group («X5»), ведущая продуктовая розничная компания в России (тикер FIVE), стала крупнейшей цифровой компанией в сегменте онлайн-торговли продуктами питания на российском рынке.

Совокупный оборот онлайн-бизнесов X5 за 2020 г. составил 21,9 млрд руб., из которых 15,0 млрд руб. приходятся на долю онлайн-гипермаркета «Перекресток Впрок», а 6,9 млрд руб., на долю сервисов экспресс-доставки из магазинов «Пятерочка» и «Перекресток», а также запущенного в 3 кв. 2020 г. агрегатора экспресс-доставки «Около».

В 2020 г. X5 доставил 7,9 млн онлайн-заказов, по сравнению с 1,4 млн заказов в 2019 г. Это привело к росту онлайн оборота X5 на 347% г-к-г.

Рыночная доля X5 к концу 2020 года, составила 13% рынка онлайн продуктовой торговли.

Совокупное число заказов в день через все платформы доставки в пиковые дни февраля превысило 67 000.

Цифровые сервисы X5 в настоящий момент доступны в 21 регионе России. Текущий уровень спроса со стороны потребителей позволяет положительно оценивать перспективы X5 на российском рынке онлайн-торговли продуктами питания с учетом большой сети из 17 707 магазинов Компании в 66 регионах (на конец 2020 г.), которая является уже существующей инфраструктурой для дальнейшей экспансии онлайн продаж.

Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5 Retail Group:

«…В этом году мы начали трансформировать наш онлайн-гипермаркет «Перекресток Впрок» в FMCG-маркетплейс, что означает значительное расширение его ассортимента и географии присутствия. Благодаря успешному развитию нашего логистического проекта 5Post расширенный ассортимент маркетплейса Впрок в этом году станет доступен на большей части территории страны. Уже в первом квартале мы начнем подключение внешних партнеров к агрегатору экспресс-доставки «Около», который уже в пилотном режиме демонстрирует быстрые темпы роста. Наши сервисы экспресс-доставки из «Пятерочки» и «Перекрестка» также будут расширяться как в текущих регионах, так и выходить в новые регионы присутствия X5».

Х5 – лидер российского продуктового ритейла. Безусловно, учитывая темпы роста интернет доставки компании и его новые проекты, можно прогнозировать продолжение увеличения доли Х5 на продуктовом рынке в целом.

Магнит график акций
Магнит график акций

Магнит начал тестирование сервисов онлайн коммерции во второй половине 2020 года. С существенной задержкой относительно своих прямых конкурентов.

Выполняет около 6.000 заказов день (по сравнению с 67.000 заказами в Х5).

Прогнозная выручка 2 млрд. рублей за год. При почти 21,9 млрд. онлайн продаж у прямого конкуренты — Х5.

Доля продаж через Сеть в Магните, пока около 1,6% от оборота. Что не может серьёзно повлиять на финансовый результат компании.

Назвать ключевым оператором российской онлайн торговли, Магнит пока нельзя. Онлайн торговля не заняла, пока стратегического, ключевого места в операционной деятельности сети. Это связано со взглядами высшего руководства холдинга, которое считает, что у онлайн торговли, даже в таких развитых странах по продажам через Интернет, как Корея, всего около 15% рынка. Что свидетельствует об ограниченности потенциала этой сферы. И что, куда эффективнее сосредоточится на отдаче от эффективности в оффлайн точках.

Yandex YNDX

Yandex график акций 160221
Yandex график акций 160221

Оборот grocery-бизнеса «Яндекса», который включает «Яндекс.Лавку», доставку «Яндекс.Еда» из торговых сетей, а также продукты и товары повседневного спроса из «Яндекс.Маркета», достиг 24 млрд. рублей.  За год этот бизнес компании вырос на 366%. – Яндекс. Рост сопоставим с ростом в Х5.

Яндекс Маркет отчет за 4 кв и 12 месяцев
Яндекс Маркет отчет за 4 кв и 12 месяцев

При этом, нужно отметить, что Яндекс.Маркет пока также, как и Озон, приносит убытки компании. Но, прибыль – это понятие творческое. Выручка направления Интернет продаж, в целом, показывает хороший рост.

Динамика операционной деятельности

Общая выручка Яндекс.Маркета выросла на 17% в 4 квартале 2020 года по сравнению с 4 кварталом 2019 года. Убыток по скорректированной EBITDA бизнеса Яндекс.Маркета в 4 квартале 2020 года составил 3,0 млрд рублей по сравнению с 2,9 млрд рублей в 4 квартале 2019 года. Поскольку компания продолжала инвестировать в расширение инфраструктуры доставки, а также обеспечивали дополнительную маркетинговую поддержку после ребрендинга маркетплейса Беру, в начале октября 2020 года.

Яндекс Маркет в процессе развития должен гармонично вписаться в бизнес, как самостоятельный центр прибыли с растущим оборотом и сильным положительным денежным потоком.

Сбер график акций 160221
Сбер график акций 160221

«Сбермаркет» с 20,7 млрд руб оборота электронной продуктовой коммерции.

В ноябре 2020 года Сбер выделил индустрию электронной коммерции в отдельное направление. В индустрию электронной коммерции войдут СберМаркет, СберЛогистика и вновь создаваемые в экосистеме Сбера активы в области e-commerce.

По мению банка

Интеграция goods.ru в экосистему Сбера, использование всех имеющихся наработок и экспертизы, а также раскрытие синергий с компаниями экосистемы, такими как — СберЛогистика, СберМаркет, СБЕР ЕАПТЕКА, Самокат, позволят на базе goods.ru создать одного из ключевых игроков на рынке e-commerce в России. Goods.ru станет основной мультикатегорийной e-commerce площадкой Сбера, на которой уже сегодня представлено 18 основных категорий с 2,5 млн товаров, а в будущем их количество будет увеличиваться.

Кроме того, нужно отметить проекты не продуктовой розницы, которые развивает банк:

  • «О2О Холдинг» (совместное предприятие ПАО «Сбербанк» и Mail.ru Group).
  • Соглашение Сбер с Группой М.Видео-Эльдорадо о намерениях по совместному развитию маркетплейса goods.ru. Для целей сделки Goods.ru оценен приблизительно в 10 млрд руб. По условиям соглашения:  https://press.sber.ru/publications/v-ekosisteme-sbera-poiavitsia-marketpleis-elektronnoi-kommertsii   Сбер вкладывает в развитие Goods.ru около 30 млрд руб., а также выкупает часть долей, принадлежащих «М.Видео — Эльдорадо» за 4 млрд рублей. По итогам сделки Сбер получит 85% долю в Goods.ru, 10% сохранит за собой Группа «М.Видео — Эльдорадо», 5% — основатель «М.Видео» Александр Тынкован. Планируется, что все стороны будут представлены в совете директоров маркетплейса.

Вывод

  1. Почему обращено внимание именно на продуктовую электронную коммерцию. Пандемия, карантины, снижение доходов – эта простая последовательность привела к повышенному вниманию населения к продуктам питания. Потребитель озаботился оплатой только самого насущного. После снятия карантинов и возвращения людей к прежним уровням доходов произойдёт увеличение потребления. Вызванная ростом спроса инфляция, может тогда вновь «подогреть» продуктовый рынок. Исходя из этой простой логики, потенциально привлекательным стал продуктовый рынок, по всей вертикали: от производителей, до торговых сетей. Электронная коммерция может помочь существенно, в краткие сроки нарастить долю рынка.
  2. Наращивать рыночную долю за счёт электронной коммерции эффективно смогут: все перечисленные холдинги. Но, есть среди них, и такие, у которых определённо есть фора: Х5, Яндекс, Сбер.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.