Зачем компании платят дивиденды

Разбираемся с интереснейшим вопросом — мотивацией выплат дивидендов публичными акционерными обществами.

Какие причины заставляют реальных владельцев и менеджмент компаний начислять выплаты миноритарным акционерам,  которым никто ничего не обещал.

Дивиденд – часть чистой прибыли компании, распределяемая среди акционеров.

В начале, приведем провокационное мнение: в 90% случаев, инвесторы ни черта не понимают в бизнесе компаний, акции которых покупают. Спорна здесь — только доля таких сделок, скорее, их 99,9%. 

Мажоритарные акционеры — владельцы крупных пакетов акций, размер которых дает возможность непосредственно влиять на решения принимаемые компанией.
Миноритарные акционеры — владельцы акций с незначительной долей в уставном капитале, которая не дает фактической возможности оказывать влияние на принимаемые решения.

Что же теперь, не инвестировать? Только спекулировать? Ведь стать профи и разбираться во всех областях экономики невозможно.

Наверное, лучше просто на берегу разобраться в себе, кто ты есть: оптимист или пессимист (как известно, пессимист – это ни кто иной, как хорошо информированный оптимист) и решить для чего покупаешь акции: для продажи на росте курса или для получения дивидендного дохода.

Дивиденды – очень даже рабочий инструмент для частного инвестора, некоторые скажут, что гораздо более многообещающий, чем работа с курсовой разницей акций.

Но нужно понимать какие специфические вопросы решают Мажоритарные акционеры, выплачивая дивиденды всем действующим, на дату отсечки, акционерам. Дискриминация, какой либо части действующих акционеров в выплате дивидендов, как известно, запрещена законодательно.

Компании рынков развитых стран

Чтобы понять для чего компании на развитых рынках платят дивиденды,  нужно поразмышлять, а зачем вообще, в рыночной экономике, предприятия становятся публичными, доступными для сделок на бирже. Основных причин несколько:

  1. Привлечение капитала для компании по максимально возможным низким ставкам фондирования.
  2. Повышение капитализации компании, как торговой марки.
  3. Продвижение предприятия и ее продукта на новые региональные и глобальные рынки.

Далее, теперь уже у публичного и прибыльного предприятия есть три варианта использования своей чистой прибыли:

  1. Выплатить дивиденды акционерам.
  2. Рефинансировать полученную прибыль в новые проекты или в расширение бизнеса.
  3. Выкупить у существующих акционеров часть своих акций.

Выход на публичный рынок для компании – это очень ответственный шаг. Это ответственное решение, прежде всего, для самих владельцев закрытой частной компании. Акционеры, открывающие двери для других должны быть уверены, что после этой «жертвы» денег в их карманах станет больше.

В результате этого действия, они должны будут в дальнейшем либо делиться прибылью с новыми акционерами в виде дивидендов, либо быть на острие технологических, инновационных процессов, чтобы поддерживать интерес к своей «песочнице» среди других посетителей глобального «детского сада».

Не будет дивидендов, новых проектов или расширения бизнеса – упадет капитализация торговой марки. Банкиры и смежники начнут задавать вопросы: а зачем тогда тебе деньги? Да еще и под такой низкий процент? Куда ты их денешь? Уж, не на острова ли собрался? (юмор)

На экономически развитых рынках вопросы выплат дивидендов чаще выглядят, как процедуры тесно связанные со стратегиями развития предприятий, с повышением их капитализации.

Даже если стратегия ошибочна, которая приведет, какую то компанию к стремительному пикированию и оставит акционеров без штанов, чаще всего, перед этим менеджменту приходится растолковывать акционерам, по какой траектории компания будет бросаться в бездну.

Теперь, к самим причинам выплат дивидендов.

Основные мотивы выплаты дивидендов на развитых рынках

  1. Длительная история выплат дивидендов. Сохранение и наращивание выплат для таких корпораций – это вопрос имиджа торговой марки и ее капитализации. Например: Procter&Gambel Co, Coca-Cola Co, AT&T, Johnson&Johnson.
  2. Сохранение лидерства и повышение конкурентно способности в высоко конкурентных секторах рынков. Например: Colgate-Palmolive Co, PepsiCo Inc, Macdonalds Corp.
  3. Крупные промышленные корпорации, находящиеся в стадии зрелости. Например: Ford, Exxon Mobil Corp, Chevron Corp.
  4. Законодательно закрепленная обязанность холдингов, управляющих недвижимостью (REITs — Real Estate Investment Trusts) распределять в качестве дивидендов не менее 90% чистой прибыли.

Плюсы для инвестиций в дивидендные компании развитых стран

  1. Возможность выбора действительно длинных дивидендных историй, насчитывающих десятки лет стабильных, растущих выплат.
  2. Широчайший выбор дивидендных акций по разным секторам экономики.
  3. Наличие нишевых дивидендных ETF и Mutual (аналоги ПиФов) фондов, вкладывающих в широкие списки активов с дивидендными выплатами.
  4. Множество компаний выплачивают дивиденды ежеквартально, что позволяет рефинансировать доход.

Минусы дивидендных акций на развитых рынках.

  1. Скромная дивидендная доходность по многим, действительно эффективным и растущим предприятиям.
  2. Налогообложение части дивидендных выплат, например, те же REITs, облагаются по высокой ставке 30%.
  3. Сокращение дивидендных выплат происходит проще и быстрее, чем одобрение акционерами роста дивидендных отчислений.

Основные мотивы выплаты дивидендов на Российском рынке

Вернее, специфика развивающихся рынков. Она, часто совсем другая.

У нас, естественно все другое, другая история, путь у нас другой. Нам вообще, бывает не до стратегий, а просто нужно успеть нормально пожить. Время поджимает и этап развития экономики всегда переходный. Все это накладывает особенности на причины дивидендного фонтанирования или дивидендной засухи.

Основные мотивы выплаты дивидендов на развивающихся рынках

  1. Государство главный акционер – с разным успехом побуждает выплачивать дивиденды для наполнения федерального бюджета. Например: Сбербанк, Газпром.
  2. Предприятия, формирующие значительную часть региональных бюджетов. Например: Татнефть, ММК, Алроса.
  3. Иностранный акционер – заинтересован в регулярной монетизации прибыли от актива. Например: Юнипро, Татнефть.
  4. Существенный положительный денежный поток предприятия на фоне отсутствия более выгодных инвестиционных проектов. Например: Северсталь, НЛМК, Сургутнефтегаз.
  5. Смена мажоритарного акционера – выплата дивидендов помогает новому мажоритарному акционеру вернуть кредитору заимствованные ресурсы, которые привлекались для покупки данного актива.

Специфика развивающихся рынков, как говорится, любому инвестиционному ежу понятна:

  1. Большинству мажоритарных акционеров, на таких рынках, безразлична капитализация корпорации.
  2. В большинстве случаев, у крупных владельцев не болит голова по поводу продвижения продукта на какие-то рынки. В ряде случаев, это просто монополии, как говориться: попробуй, купи у кого то другого.

Разница выглядит так: При инвестициях на развитых рынках дивидендный доход – дополнительная доходность акций. При инвестициях на развивающихся рынках дивидендный доход – обязательная доходность, без которой риск вложения в акции может не оправдаться.

Плюсы инвестиций в дивидендные акции Российских компании

  1. Высокая средняя дивидендная доходность на Российском рынке. Этому способствует влияние государства на дивидендные политики компаний. А также, как ни забавно, то, что экономика имеет низкие темпы роста. Это сказывается на небольшом количестве рентабельных новых проектов, куда можно было бы более эффективно направить прибыль для реинвестиции.
  2. Небольшое количество предприятий на рынке. Всего на Московской бирже торгуется около 250 акций. Для того, чтобы эффективно вкладывать деньги в дивидендные акции достаточно следить за новостями 2-3 десятков наиболее стабильных плательщиков дивидендов.

Минусы инвестиций в дивидендные акции Российских компании

  1. Как уже отмечалось, принятие решений о дивидендах происходит не совсем на основе экономических мотивов, а чаще в процессе противоборства лоббистских интересов. Нужно следить за новостями.
  2. Многие компании пока платят дивиденды 1-2 раза в год. Что снижает возможности по реинвестированию дохода.
  3. Акции имеют очень высокую волатильность, что снижает эффективность инвестиций в среднем сроке вложений денег: год-два.

В завершение, нужно сказать важную вещь: если Вы дочитали этот материал до конца, значит, Ваши намерения разобраться с вопросом инвестиций в дивидендный доход очень серьезны. Вы на правильном пути, и весь предыдущий материал был всего лишь проверкой, которую Вы с честью прошли.

Теперь Вы избраны для того, чтобы стать носителем главной тайны двух дивидендных рынков: условно западного и условно российского:

  1. Дивидендный доход на развитых рынках в длительном инвестировании формирует около 40% капитализации биржевых индексов. Зачем разбрасываться почти половиной своего потенциального дохода и оставлять его дяде?
  2. Рынок акций развивающихся стран без дивидендного дохода – яйца выеденного не стоит. Лучше, уж тогда присмотреться к облигациям или, в крайнем случае, к банковским вкладам.

Следите за публикациями на myfinway.ru

Подписывайтесь на канал myfinway в Telegram и на Яндекс Дзен

Удачных инвестиций!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *