Инвестиции в акции компании Аэрофлот (AFLT)

Блокчейн | Криптовалюты | Капитал

Инвестиции в акции компании Аэрофлот (AFLT)

Инвестиции в акции авиакомпаний – это злободневная тема. Самолёты стоят, авиаперевозчики в коме. Потенциальные пассажиры не заказывают машины в аэропорт, а выглядывают из-за занавесок, соображают, как бы незаметно прошмыгнуть за хлебом. О какой капитализации акций авиаперевозчиков можно говорить?

График аций Аэрофлот (AFLT)

Но, понятно, что рано или поздно всё равно полетим. Так стоит ли именно сейчас покупать акции авиаперевозчиков? Какие есть риски для инвестиций в акции Аэрофлота?

В одной из прошлых статей мы кратко касались инвестиций в акции американских авиаперевозчиков. Почитать можно здесь. Кроме того, после публикации материала, СМИ распространили слова главы корпорации Боинг (Boeing) Дейва Кэлхуна  (David Calhoun) из его интервью агентству CNBC, в котором Кэлхун предвосхитил скорое банкротство одной из крупных авиакомпаний в США в 2020г. А этот джентльмен знает, что говорит, ведь это его ключевые клиенты. Кратко здесь.

Обстановочка накаляется. Пустые кресла денег не платят. И кто-нибудь, где-нибудь в отрасли может хлопнуть дверью.

Но это, там, на Загнивающем. Это всё, как бы понятно. А как у нас?

Краткое описание Группы «Аэрофлот» (AFLT) и её бизнеса

Группа «Аэрофлот» (AFLT) – крупнейший авиаперевозчик России, входит топ-20 авиаперевозчиков мира по пассажиропотоку. Доля рынка в России, по итогам 2019 года  -41,3%

Головной компанией Группы является ПАО «Аэрофлот». В состав холдинга входят авиакомпании:

Компании группы Аэрофлот

«Аэрофлот» — флагманский перевозчик группы. Премиальный сегмент авиаперевозок.

«Россия» — российский региональный и чартерный авиаперевозчик.

«Аврора» — региональный лоукостер. Дальний Восток.

«Победа» — внутрироссийский региональный лоукостер.

Чартерная авиакомпания (чартерный рейс) маршруты, которые не подчиняются обычному расписанию, а согласуются с потребностью клиента.

Помимо авиакомпаний в холдинг «Аэрофлот» входят профильные компании в смежных отраслях:

АО «Аэромар» — производство питания для авиапассажиров, услуги по уборке и экипировке салонов воздушных судов, а также по предоставлению торговли на бортах самолетов и продажи товаров SKYSHOP на земле.

АО «Шеротель» — управление и эксплуатация в международном аэропорту Шереметьево гостиницы под торговым знаком Новотель / Novotel (первая в России и одна из крупнейших в Европе гостиниц Novotel).

ЧПОУ «Авиашкола Аэрофлота» — один из крупнейших авиационных учебных центров России, основным направлением деятельности которого является подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов авиационной отрасли.

ООО «А-Техникс» — техническое обслуживание и ремонт воздушных судов.

ООО «Аэрофлот-Финанс» — реализация финансовых проектов.

Структура акционерного капитала ПАО Аэрофлот AFLT

51,17% акций ПАО «Аэрофлот» принадлежит РФ, в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

В свободном обращении у институциональных и розничных инвесторов находится 40,9% капитала.

Структура акционерного капитала компании Аэрофлот

Авиапарк холдинга

Одно из важнейших преимуществ Группы «Аэрофлот», которое отмечается компанией и с этим нельзя не согласиться – это современный парк, практически новых воздушных судов.

По состоянию на конец 2019 года парк Группы насчитывал 359 воздушных судов, 245 из которых эксплуатировались авиакомпанией «Аэрофлот». В связи с оптимизацией, компания совсем недавно отказалась от 6 самолетов.

Средний возраст воздушних судов в годах, по сравнению с Европейскими и Азиатскими компаниями

Средний возраст самолётов, около 5 лет. Это самый молодой парк в Европе и в Азии. Часть премиального сегмента пассажиров выбирают Аэрофлот именно по этой причине. Здесь безопасность и комфорт более соответствует их ожиданиям.

Флот компании Аэрофлот

В 2019 году сеть маршрутов Группы «Аэрофлот» охватывала более 340 регулярных направлений в 57 стран мира.

Распределение флота внутри группы

Акции ПАО «Аэрофлот» торгуются на Московской бирже (тикер – AFLT) первого листинга. За пределами РФ акции обращаются в виде глобальных депозитарных расписок на внебиржевом рынке Франкфуртской фондовой биржи.

Финансовые результаты за прошедшие годы

За прошлые годы, в целом, операционные показатели демонстрировали, в основном, рост или были стабильны:

Операционная статистика

Финансовые результаты 1 кв. 2020г

Но, то что было в 2019 и раньше нас, конечно уже не устроит. 1 квартал 2020 года показал снижение выручки. Но, в то же время, он не стал катастрофичным. Потому что, более половины квартала прошли в обычных, рабочих условиях. К тому же, компания выполняла различные вывозы соотечественников из-за рубежа и прочие срочные чартеры.

Прибыли и убытки

Что важно: компания в 1 квартале 2020 показала убыток 16 млрд… как и годом ранее, в 2019! Фрагмент баланса компании выше.

Оборотные активы

Компания имеет 20 млрд. в денежных средствах, 95 млрд. рублей ей должны (дебиторская задолженность), правда это на 9 млрд. рублей меньше, чем годом ранее. Поэтому цвет орнамента — красный.

Краткосрочная и кредиторская задолженность

Но, в то же время, она много должна (кредиторская задолженность) 88 млрд. рублей  и займы выросли с 12 до 41 млрд. рублей.

Самые убыточные для Аэрофлота будут 2 и 3 кварталы 2020 года. Второй будет более эпически убыточным, конечно. Но, как показывает опыт Китая, летать все не кинулись после снятия карантина. 3-й квартал 2020 года, будет тоже тяжелым для компании. Хотя, Китай и Россия не одно и тоже, посмотрим.

Едет доктор, едет!

«Напомню, мы уже решили выделить экстренную помощь – более 23 миллиардов рублей – российским авиакомпаниям, чтобы они могли направить их на выплату зарплат экипажам, персоналу, на услуги аэропортов, расходы по лизингу и другие цели и тем самым обеспечить устойчивость работы предприятий.»

Это фрагмент из стенограммы совещания, которую провёл Президент, посвящённую проблемам авиаотрасли.

Москва. 30 апреля. ИНТЕРФАКС — Правительство РФ одобрило изменения в постановление №409, которые позволят авиакомпаниям получить отсрочку при уплате налогов и страховых взносов, сообщил заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта»

Москва. 6 мая. ИНТЕРФАКС — Сбербанк России (MOEX: SBER) частично реструктуризировал лизинговые платежи «Аэрофлота» и «Победы», обсуждает реструктуризацию для «России», сообщил в интервью «Интерфаксу» зампред правления Сбербанка Анатолий Попов.

«На прошлой неделе мы приняли решение частично реструктуризировать лизинговые обязательства „Аэрофлота“ и „Победы“ перед нашей дочерней компанией — »Сбербанк Лизинг», — сказал Попов.

Как видно, помощь Аэрофлоту уже выделяется и будет выделяться. Нет причин думать иначе. Будут реструктуризированы лизинговые и кредитные платежи. Добавят финансирования.

Главный посыл, зачем всё это приведено в статье – Аэрофлот не обанкротится. Это, пожалуй, главное преимущество этой ценной бумаги. В конечном счёте, компанию профинансируют на столько, на сколько будет нужно.

Или есть идеи, чтобы она издохла и на её месте создавать несколько новых? Заняться, ведь нечем (сарказм).

Кто девушку кормит, тот её и летает

Но, за этим праздником жизни есть одна непреложная истина: перед миноритариями никто расшаркиваться не станет.

Большие люди проводят совещания, хмурят брови, руками водят, а инвесторы на этом восстановлении заработают просто, купив акции? Это не по Православному (юмор). А вернее, это будет совсем не так: о миноритарных акционерах никто и не вспомнит.

Дополнительная эмиссия акций — это увеличение уставного капитала организации за счет выпуска (эмиссии) дополнительного количества акций.  Номинальная стоимость акций Аэрофлот 1 рубль. На бирже они стоят 72 рубля. Допэмиссия не может быть ниже номинала.

Логика безусловно есть: Аэрофлот хоть и социально значимая, но работающая компания. Почему она должна получать финансирование как-то бесплатно? Её, конечно, можно кредитовать под госгарантии (что в том или ином виде будет), но, как видно из отчётов, у холдинга и без дополнительных долгов бывают убытки, а если повесить на неё ещё и миллиарды Помощи, есть вероятность, что чтобы платить, ей всё равно придётся торговать акционерным капиталом.

Автор подчеркивает, всё вышесказанное – теоретические рассуждения о рисках для частного инвестора. У автора нет абсолютно никакой информации о планировании допэмиссии акций в компании. Аналогичный риск будет сопровождать любое предприятие, использующее стороннее финансирование.

Пока не ясна картина восстановления отрасли и объем необходимой помощи Аэрофлоту, риски вынужденного изменения структуры акционерного капитала очень существенные.

Вместо вывода

Автор считает, что сейчас не нужно инвестировать в акции компании Аэрофлот. Риск несоизмерим с перспективой постепенного восстановления отрасли.

Но, даже не это распирает сказать: Авиаотрасль и Сетевая Продуктовая розница – две отрасли, в которые автор не инвестирует по причине их технологической сложности.

Есть и другие секторы экономики, в которые ваш покорный слуга не инвестирует, но по другим причинам. Например, Табачная и Пивоваренная отрасли, это пример двух долгосрочно стагнирующих отраслей и т.д.

Но, что касается сетевой продуктовой розницы (например, Пятёрочка; Магнит) – это представители самых организационно сложных видов бизнеса.

Взаимоотношения с поставщиками; логистика; управление запасами; ротация продукции; сроки годности; мерчендайзинг; финансовый учёт и аудит; персонал; регулярные проверки стационарной торговли, кассовая дисциплина; инкассация; рекламации.

Выше указан маленький кусочек вопросов, в которых ежедневно кто-нибудь, как-нибудь касячит. Это гигантский конвейер. С той только разницей, что этот конвейер ежедневно контролируется миллионами покупателей и контролирующих органов. Вы знаете, как плавит метал Норильский никель? Нет. И я не знаю. Нас туда не пускают. Но, как работает Лента или Магнит, это у каждого из нас на контроле.

Автор снимает шляпу перед людьми, которые делают прибыльный бизнес в сетевой продуктовой рознице. Но инвестировать туда – увольте.

Авиаотрасль – это та же розница, только есть ещё кабинные экипажи, наземные службы и самолёты.  Делаете там прибыльный бизнес? Вы мой герой!

Летать буду. Но инвестировать – никогда.

Хотя, вот если только «Дельту» (DAL) на отскок. А?

Подписывайтесь на канал myfinway в Telegram и на Яндекс Дзен

Если в статье была полезная для Вас информация, нажмите кнопку «Нравится», это важно для выбора автором следующих тем обзоров и статей.

Удачных инвестиций!



 

Один Ответ

  1. Дмитрий:

    Спасибо за статью

Обсуждение закрыто.